4/3 Дней/Ночей | 1 Участники |
Утром улицы Шанхая и Пекина наполняются шумом. Миллионы водителей лавируют на дороге, подрезают и непрерывно друг другу сигналят. Большинство из них не думает о скачках цен на бензин и не пользуется автомобилем. Местные выбирают транспорт, который работает на электроэнергии.
Шанхай называют грязным городом, но мне в нем дышалось легче, чем в родном Челябинске В Пекине ситуация похуже. Смог укрывает город, как покрывало. Некоторые жители ходят в защитных медицинских масках, которые хоть немного, но спасают. Экологическая яма не возникла спонтанно. Ее «подпитывали» растущие, как грибы заводы, и многомиллионная армия автомобилей.
Но китайцы молодцы, не стали доводить все до катастрофы и за транспорт взялись основательно. Были введены экологические стандарты на легковые и грузовые автомобили, которые все время ужесточаются. В некоторых крупных городах запретили бензиновые мотороллеры. Людям пришлось пересесть на электробайки, электроскутеры и электрокары. Их общее число уже перевалило за 100 миллионов:
Для вождения автомобиля в Шанхае, как мне рассказывали, нужны права и специальный номер. Стоит он 40 тысяч юаней (400 тысяч рублей). Для многих сумма неподъемная:
У скутеров есть два весомых недостатка: их часто угоняют воры или какие-нибудь отморозки режут им сиденья лезвием. Возможно, отморозков нанимают производители сидений, чтобы увеличить продажи :-)
Но преимуществ, конечно же, больше. На байках легко передвигаться по заторам, они не занимают много места на парковке и стоят недорого. Долларов за 300 можно купить неплохую китайскую модель.
Подзарядить скутер можно в специальных автоматических «электрозаправках». Цена вопроса — примерно 10 юаней (100 рублей). Хватает аккумулятора где-то на 100 километров.
Встречаются и ретрограды, предпочитающие передвигаться на велосипедах. Специальные дорожки им в помощь:
На зебрах нужно не зевать и смотреть в оба. Иначе неповоротливые «байкеры» могут и ногу отдавить. Одним из вечеров в Шанхае со мной приключилась неприятная история. Я переходил дорогу и неожиданно услышал десятки клаксонов. Водители мотороллеров истошно мне сигналили и объезжали, чтобы не сбить. Сами виноваты! Некоторые пытаются сэкономить заряд аккумулятора и выключают фары. А из-за почти бесшумных электродвигателей «подкрадываются» они незаметно, как львицы на охоте. Хорошо хоть китайцы держат руки на пульсе и на тормозе. Аварий на дорогах я не замечал.
Трехколесные автомобили и мотоколяски встречаются регулярно. Выглядят нелепо и напоминают несуразные капсулы, но зато в них теплее, чем на улице:
Китайский прогресс был бы невозможен без отличных дорог. Делают их быстро и на совесть, а строительная компания отвечает за качество асфальта в течении десятков лет. Если не справляется, то подпадает под серьезные штрафы. После таких ровных дорог было совсем печально возвращаться на челябинские «минные поля».
Был в Пекине и Шанхае лет 6 назад... Почему-то велосипедистов не видел вообще, а скутеристов как-то тоже не запомнил...
Сегодня скутеры — национальный вид транспорта в Пекине и Шанхае.